Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в городе Сумы в конце марта 1978 года: слушать
Владимир Семёнович сам ёмко и понятно рассказал, о чем будет наша очередная история.
Сумы, ДК КРЗ, 31 марта 1978 года. Фото Юрия Хвастунова
Высоцкий даже обозначил точное место и обстоятельства, при которых песня была написана: слушать
Капитаном круизного судна «Аджария» был Александр Назаренко, и плавание состоялось в октябре 1969 года.
Теплоход «Аджария»
В Одессе на борт теплохода поднялся Марк Ганкин – известный фотограф, работавший в АПН и журнале «Советское фото».
Марк Ганкин
Позже Ганкин вспоминал: «В том рейсе за день до прихода в Новороссийск Высоцкий утром постучал в мою каюту. Мы с женой ещё спали. Он сказал: «Идём, Марк, со мной к капитану. Я хочу тебе первому исполнить новую песню, которую я написал за ночь: «Человек за бортом». Хочу узнать твоё мнение».
Главный редактор журнала «Советское фото» Марина Бугаева, В.Манько, Раиса Ганкина, Владимир Высоцкий, Людмила Алымова и капитан Александр Назаренко на борту теплохода «Аджария».
Батуми, август 1969 года. Фото Марка Ганкина
И Ганкину, и Назаренко песня очень понравилась.
Но по всей вероятности, на борту «Аджарии» Высоцкий песню уже закончил, а родилась она во время плавания в августе 1969 года на теплоходе «Грузия» с капитаном Анатолием Гарагулей.
Теплоход «Грузия»
По воспоминаниям Ганкина, во время того плавания на «Аджарии» случилась еще одна любопытная история.
10 октября на подходе к Сухуми они стали свидетелями учений экипажа. И во время тренировок как раз отрабатывалось спасение человека за бортом. Судно подходило к тонущему, к нему спускался спасатель с аквалангом и в ластах – и плыл навстречу условному «тонущему». Высоцкий очень внимательно наблюдал за всей этой сценой.
Бывало, что посвящения Высоцким песен тем или иным людям были скорее знаками внимания в какой-то конкретной ситуации.
Но с Гарагулей никаких сомнений нет. Хотя на плёнке, записанной для Гарагули в начале сентября 1972 года, сам Владимир Семёнович упоминает капитана «Аджарии» Александра Назаренко, который очень хотел, чтобы Высоцкий посвятил эту песню и ему: слушать
Анатолий Гарагуля, Владимир Высоцкий и Марина Влади на борту теплохода «Грузия».
Пицунда, август 1969 года. Фото Вячеслава Кругликова
Автограф на обороте — жене Анатолия Гарагули Валерии
Но Высоцкий при всем уважении к Назаренко посвящения не изменил.
Он действительно дружил с Гарагулей, неоднократно вместе с Мариной Влади плавал с ним в круизах, а про морские путешествия Владимира Семёновича мы подробно рассказывали в нашем цикле. И одно из первых исполнений «Человека за бортом» состоялось непосредственно в присутствии капитана Гарагули в одесской гостинице «Куряж» осенью 1969 года: слушать
Анатолий Гарагуля с сыном Сергеем и Владимир Высоцкий.
Одесса, теплоход «Грузия», 28 мая 1969 года. Фото Леонида Бурлаки
Как и в подавляющем большинстве песен Высоцкого, в этой тоже нет раз и навсегда устоявшегося текста.
Причем, варианты иной раз отличались почти концептуально. В записи, сделанной с оркестром Георгия Гараняна на Всесоюзной студии грамзаписи в апреле 1974 года, первые четверостишия звучат, конечно, не столь резко с точки зрения лексики: слушать
Обозначение женского пола словами «если же нет» получилось особенно изящным.
Вариант для «Мелодии» был еще и несколько короче по сравнению с другими исполнениями. А всего их было больше сотни. Точнее, нам известна 101 фонограмма песни «Человек за бортом», которую Высоцкий иногда еще называл «Моему капитану».
Фрагмент концерта в московском тресте «Стальконструкция» 16 февраля 1972 года: слушать
Москва, ГНИИ ХТЭОС, 29 марта 1972 года. Фото Юрия Федотова
Этот вариант тоже немного приглаженный.
Потому что более распространенным был другой – как, например, на концерте в московском Радиотехническом институте АН СССР в октябре 1970 года: слушать
Впрочем, иной раз новые варианты у Высоцкого возникали не потому, что это был результат кропотливой шлифовки текста – а спонтанно, в результате элементарной ошибки.
На пленке, записанной у Валентина Савича осенью 1969 года, Высоцкий по ходу исполнения откровенно выкручивается: слушать
О чем вообще песня «Человек за бортом»?
Пускай посвящена она морякам и даже конкретному капитану Анатолию Гарагуле, но справедливо ли сужать её смысл? Ведь песни Высоцкого всегда шире формально отраженных в них тем и обстоятельств.
Пицунда, август 1973 года. Фото Константина Мустафиди
Приведем цитату из стенограммы заседания Комиссии Главного управления культуры Мосгорисполкома, обсуждавшей песни Высоцкого – в частности и ту, о которой мы сегодня вам рассказываем: «Мы тут читали эти песни вслух и проверяли своё отношение, стороннее отношение к ним, — куда зовут эти песни? Мне кажется, что они просто не очень точны и не очень правильны, потому что в общем они выявляют недовольство автора жизнью своего общества».
Чиновники от культуры чувствовали: что-то здесь не так, куда-то не туда зовет своих слушателей Владимир Семёнович такими строками, как «Мало ли кто выпадает // С главной дороги за борт».
Это фрагмент записи, сделанной в 1969 году на Одесской киностудии: слушать
По тексту песни больших пояснений не требуется.
Вы уже слышали строку «и не объявит шлюпочной тревоги» — это довольно вольная авторская трактовка морского термина. Шлюпочную тревогу объявляют не чтобы спасти кого-то за бортом, а когда гибнет судно и на воду спускают все шлюпки, чтобы спасать экипаж и пассажиров.
Одесса, на съёмках фильма «Интервенция», лето 1967 года
А в следующем фрагменте – с пленки, записанной в гостях у Тамары Кормушиной 6 сентября 1970 года, прозвучит довольно странная для нас фраза «шторм девять баллов новыми деньгами»: слушать
Но в момент написания песни у слушателей вопросов не возникало. После денежной реформы 1961 года номинал рублей уменьшился в десять раз: было десять – стал рубль, было пятьдесят – стало пять. И люди довольно долго к этому привыкали, уточняя, в каких деньгах называются цены – в «старых» или в «новых».
Мы не зря упоминали и даже цитировали чиновников из Мосгорисполкома.
Песни Высоцкого они разбирали не просто так. В 1971 году на сцене театра «Современник» Галина Волчек ставила пьесу «Свой остров». Мы довольно подробно рассказывали про эту постановку и участие в ней Высоцкого в нашем цикле.
Владимир Высоцкий на юбилее Галины Волчек.
Москва, театр «Современник», 19 декабря 1973 года. Фото Анатолия Гаранина
Пьеса эстонского драматурга Раймонда Каугвера о проблемах разработки сланцев по содержанию была почти типичным для того времени произведением на «производственную тему», которые не доставляли удовольствия ни публике, ни артистам.
Режиссер Галина Волчек задумала с помощью песен Высоцкого оживить это действие. И несмотря на сопротивление бюрократов, видевших в песнях Высоцкого тайную и явную крамолу, пробить эти песни в постановку все-таки удалось.
Владимир Высоцкий, Галина Волчек и Раймонд Каугвер на премьере спектакля «Свой остров».
Москва, театр «Современник», 19 апреля 1971 года.
Песня «Человек за бортом» была одной из вошедших в спектакль.
Со сцены ее исполнял Игорь Кваша. Вот как вспоминал об этом Владимир Высоцкий во время выступления в подмосковном Чкаловском, в гарнизонном Доме офицеров авиагородка 14 марта 1976 года: слушать
Чкаловское, ГДО авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина
Вариант «Человека за бортом», который Игорь Кваша исполнил в спектакле, заметно отличался от того, что пел на концертах сам автор.
Изменены отдельные строки и появились даже дополнительные куплеты: слушать
Фрагмент театрального обозрения «Откройте занавес! Фильм третий». О работе театра «Современник» и о спектакле «Свой остров». ТО Экран, 1971 г.
В итоге из предложенных Владимиром Высоцким шести песен, в спектакль в исполнении Игоря Кваши вошли четыре: «Свой остров», «Человек за бортом», «Я не люблю» и «Лирическая».
Премьера спектакля состоялась 19 апреля 1971 года.
Программка премьерного спектакля «Свой остров»
Для Владимира Семёновича работа с «Современником» получилась очень важной.
Во-первых, его песни прозвучали со сцены не только родной Таганки, но и другого легендарного московского театра. Во-вторых, в 1974 году Центральное телевидение показало двухсерийный фильм «Свой остров» — телеверсию спектакля «Современника», и песни Высоцкого могли услышать миллионы телезрителей. К тому же в титрах было указано: «Песни Владимира Высоцкого».
И, наконец, благодаря этому спектаклю и телефильму, песни, прозвучавшие там, считались прошедшими цензуру и Высоцкий официально получил право исполнять их на концертах.
Конверт билета для Владимира Высоцкого на премьерный спектакль «Свой остров»
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
А мы в заключение всё-таки полностью послушаем песню «Человек за бортом» такой, какой она была записана Владимиром Высоцким на студии фирмы «Мелодия» в 1974 году.
Эта оркестровка несомненно одна из лучших, сделанных Высоцким с ансамблем под управлением Георгия Гараняна, но, как мы уже рассказывали вам в предыдущих программах, при жизни Владимира Семёновича двойной альбом с этими песнями так и не вышел.
В этом смысле с постановкой театра «Современник» ему повезло намного больше.
Песня «Человек за бортом» в исполнении Игоря Кваши в спектакле «Свой остров», 1974 год
При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– А.В.Скобелев, С.М.Шаулов. «Наш Высоцкий. Работы разны лет». Уфа, 2012;
– Марк Цыбульский. «Живой Высоцкий». «Свой остров». В поисках Высоцкого №6. Пятигорск, ноябрь, 2012;
– Виктор Бакин. «Высоцкий без мифов и легенд». М.: Эксмо, 2011;
– Феликс Сафронов. «Морские ворота Владимира Высоцкого» М., 2010.
Бонус
Человек за бортом: слушать (Одесса, гостиница «Куряж», август 1969 года) слушать (Одесская к/с, ноябрь 1969 года) слушать (Москва, у Валентина Савича, ноябрь 1969 года) слушать (Москва, у Тамары Кормушиной, 6 сентября 1970 года)
Моему капитану:слушать (Москва, РТИ АН СССР, 20 октября 1970 года)
Человек за бортом: слушать (Москва, НИИстальконструкций, 16 февраля 1972 года) слушать (Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 19 марта 1978 года, 1-е выступление) слушать (Калининград (обл.), Дворец спорта «Юность», 21 июня 1980 года — последнее исполнение)
Калининград (обл.), Дворец спорта «Юность», 21 июня 1980 года. Фото Михаила Дунимана