08 октября 2021 года
Полный звук: СЛУШАТЬ
Сегодня вы услышите удивительную песню – с необычной историей.
Песня посвящена одновременно и киногерою, и реальному человеку. К тому же сам герой песни – иностранец. Которого все мы прекрасно знаем.
Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого весной 1974 года: слушать
Фрязино, конференц-зал Института радиотехники и электроники Академии наук СССР, 27 марта 1974 года
Первое известное исполнение песни про Джеймса Бонда и Шона Коннери.
Песня написана к тому момент, по-видимому, совсем недавно. Впоследствии Владимир Семёнович исполнял ее более сотни раз – причем исполнял постоянно, все годы с 1974-го по 1980-й. И пускай и не всегда, но регулярно перед песней было предисловие.
Во время первого исполнения, как вы обратили внимание, тон у Высоцкого слегка пренебрежительный.
Вдобавок Шон Коннери не американский актер, а британский. И агент был не 07, а 007, и жанр бондианы никак не отнесешь к вестернам, да и фамилия у известного шотландского патриота была Коннери, а не О'Коннери на ирландский манер, как его назвал Высоцкий.
Могло сложиться впечатление, что автор не очень хорошо знал, о чем говорит, но, возможно, причина в другом.
А мы послушаем фрагмент концерта в ДК имени Горького Потребкооперации: слушать
Это 23 ноября 1976 года.
Воскресенск, ДК «Химик», 8 декабря 1976 года. Фото Виктора Васенина
Как видите, здесь Высоцкий называет даже конкретные фильмы, хоть и не без ошибок – потому что все-таки не «из Москвы», а «Из России с Любовью».
Владимир Семёнович упоминал и о том, что Коннери снялся в шести фильмах бондианы – и к моменту написания песни так оно и было.
Шон Коннери в роли Джеймса Бонда в фильме «Бриллианты навсегда», 1971 год
Некоторый комизм ситуации состоял в том, что среди аудитории на его выступлениях вряд ли много кто видел хоть один фильм про Джеймса Бонда.
Такое кино было для нас идеологически чуждо.
А сам Высоцкий мог видеть его либо за границей, где бывал, в отличие от подавляющего большинства своих слушателей, либо на закрытых показах.
Для Госфильмофонда приобретались не только те картины, которые шли в прокате, но и те, которые советской публике демонстрировать считали нецелесообразным.
Шон Коннери — Джеймс Бонд
Кстати, «товарищей из Госафильмофонда» Высоцкий и в песне упоминает.
Якобы «фонд» и пригласил «Бонда», хотя приглашением актеров он не занимался, о чем Высоцкий, конечно, знал. Но в самой песне вообще много таких строк, где красота рифмы и яркость образов берут верх над достоверностью.
Однако в основе истории лежат подлинные события.
Действительно, в 1969 году на экраны вышел фильм «Красная палатка» о спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле. Кстати, это была последняя работа выдающегося режиссера Михаила Калатозова.
Михаил Калатозов на съемках фильма «Красная палатка», 1969 год
В роли полярного исследователя Руаля Амундсена снимался как раз Шон Коннери, которого в титрах, к слову, указали с ошибкой как «Коннори».
То есть фамилию его путал не только Высоцкий, но и сами создатели фильма!
Коннери приехал в Советский Союз как звезда, но столкнулся здесь с тем, что его мало кто узнавал в лицо – разве что люди, имеющие отношение к кино.
Шон Коннери в Москве
Скорее всего, правдива информация, что знаменитый актер решил устроить нечто вроде фуршета в гостинице «Советская», где он остановился.
Москва, Ленинградский проспект, гостиница «Советская»
Вполне возможно, что из-за языкового барьера у него действительно не получилось полноценного общения с советскими коллегами, и он остался разочарован.
Собственно, об этом обо всём в иронической манере Высоцкий и поёт. Подтрунивая одновременно и над идеологическими штампами советского времени, касавшимися культуры и искусства, и «над порожденьем Голливуда», прибывшим из «чуждых нам систем», то есть зарубежной звездой.
Эти же нотки проскальзывали и во время общения с публикой, как на концерте во ВНИИмонтажспецстрой 11 декабря 1974 года: слушать
«Пожилому», как говорит Высоцкий, и «не особо» привлекательному актеру в момент съемок в «Красной палатке» было 39 лет.
Это звучит так, словно здесь есть еще что-то личное.
И существует любопытная версия, которая, впрочем, достаточно убедительно опровергается очевидцами. Что Высоцкий был лично знаком с Шоном Коннери. Но познакомились они случайно! В «Шереметьево», куда прилетал «Джеймс Бонд», и где в тот момент Владимир Семёнович встречал Марину Влади. Якобы там их и познакомили.
Москва, аэропорт «Шереметьево», май 1969 года.
Фото Владимира Мурашко
Про Высоцкого Коннери, само собой, прежде не слышал, хотя его представили как самого популярного в СССР исполнителя.
Марину Влади он помнил смутно, словно где-то видел, но не мог вспомнить, где. И тут народ чуть ли не толпой пошел брать автографы, и всем нужны были только подписи Высоцкого и Марины Влади, а заграничную знаменитость никто и не узнал.
Марина Влади и Марчелло Мастроянни на открытии VI Московского международного кинофестиваля. Москва, Кремлёвский дворец съездов, 7 июля 1969 года. Фото Фреда Гринберга
Еще раз подчеркну, что эта история больше похожа на байку, как и то, что Высоцкий обиделся на Коннери, не узнавшего Марину Влади и в отместку написал едкую песню про кинозвезду, приехавшую в Россию, которую здесь никто не узнает и которая даже на званном банкете остается в одиночестве у разбитого в буквальном смысле корыта.
Марина Влади
Но всё-таки странно, что Шон Коннери приезжал в Союз в 1969 году, а Высоцкий написал об этом песню только через пять лет и продолжал исполнять ее до самого последнего момента, сопровождая пространным предисловием со всеми подробностями давней истории.
Есть версия, что каким-то образом это связано с еще одним приездом Коннери в Москву в конце 1973 года. Об этом был даже новостной сюжет на советском телевидении.
Есть совсем неожиданный вариант.
Который не объясняет, почему песня была написана, но может отчасти объяснить, почему Высоцкий так часто исполнял ее потом. Дело в том, что Шон Коннери сыграл Робин Гуда в фильме «Робин и Мэриан», вышедшем 1976 году, и в нашем прокате демонстрировавшемся под названием «Возвращение Робин Гуда».
Шон Коннери в роли Робин Гуда в фильме «Робин и Мэриан», 1975 год
А Владимир Семёнович как раз в это время работал над песнями для картины «Стрелы Робин Гуда».
Наконец, вполне возможно, что про события 1969 года, приезд кинозвезды и фуршет в гостинице «Советская» Высоцкий узнал подробно лишь время спустя, поскольку лично на вечернике не присутствовал, но там были некоторые его хорошие знакомые.
В общем, как говорил его герой Глеб Жеглов, «запишем в загадки». Причем, замысел-то у Владимира Семёновича был еще шире. О чем он говорил в апреле 1974 года в клубе альпинистов Центрального Института авиационного машиностроения: слушать
Продолжения истории про Джеймса Бонда – Шона Коннери – не последовало.
Но обратим внимание на то, как менялась интонация Высоцкого, когда он говорил уже почти традиционные слова, предваряющие песню про Джеймса Бонда. Одно из последних исполнений этой песни состоялось в московском Физтехе 29 февраля 1980 года:
Песня про Джеймса Бонда, агента 007: слушать
Жуковский, МФТИ, 20 февраля 1980 года. Фото Игоря Козлова
Вот так и спел более ста раз знаменитый на весь Союз Владимир Высоцкий про знаменитого на весь мир Шона Коннери.
Коннери почти не знали у нас, а про Высоцкого мало что знали на Западе. Действительно как два героя из «чуждых систем».
Письмо Владимиру Высоцкому от школьниц из Великого Устюга, февраль 1971 года
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Александра Ковановского, Олега Васина, Игоря Рахманова, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– Андрей Скобелев. «Из материалов к комментированию песни В.С. Высоцкого «Песня про Джеймса Бонда, агента 007»;
– Альманах «В поисках Высоцкого», сентябрь 2015, №20. Издательство Пятигорского государственного лингвистического университета, Пятигорск, 2015.
Бонус
Москва, библиотека №60, 29 ноября 1979 года. Фото Александра Черномордика
Песня про Джеймса Бонда, агента 007:
слушать (неизвестное выступление, весна 1974 года)
слушать (Москва, клуб альпинистов ЦИАМ, апрель 1974 года)
слушать (Москва, ВНИИмонтажспецстрой, 11 декабря 1974 года)
слушать (Москва, ДК имени Горького Потребкооперации, 23 ноября 1976 года)
слушать (Москва, библиотека №60, 29 ноября 1979 года)
слушать (Ватутинки, в/ч 44910, 18 апреля 1980 года — последнее исполнение)
«Довольный, что его не узнавали,
Он одеяло снял в «Национале»...
Москва, гостиница «Националь», 1975 год
|