Мирон Нетленко и друзья
Воскресенье, 24.11.2024, 11:06
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Жизнь [5]
Работа [0]
Творчество [1]
Прочее [6]
Высоцкий [24]
Архив передач "История одной песни"

Нетленки
[19.12.2009][Достойное]
Призвание (0)
[19.11.2009][Нетленное]
Ночные стонсы (1)
[16.09.2009][Нетленное]
О кумирах (0)
[16.09.2009][Нетленное]
Горе от ума (1)
[08.09.2009][Нетленное]
Маразматизм № 5 (0)

Архив записей

Анекдот дня

Главная » 2022 » Июнь » 4 » Ах, как тебе родиться пофартило...
17:50
Ах, как тебе родиться пофартило...

01 октября 2021 года

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Полный звук: СЛУШАТЬ

Бывало – и не раз! – что Владимир Высоцкий на концертах, во время дружеских посиделок посвящал свои песни конкретным людям.
Но чтобы посвящал не уже написанную песню, а сочинял ее в честь конкретного человека специально – такое всё-таки случалось реже.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

30 сентября 1977 года, Театр на Таганке.
День 60-летия режиссера Юрия Любимова: слушать

Юра Любимов (справа) с братом Давидом, 1919 год

Владимир Высоцкий написал эту песню специально к юбилею режиссера и учителя.
Он исполнял ее всего три раза в жизни – все три осенью 1977 года. И это не просто куплеты в честь праздника. Буквально каждая строка насыщена смыслом и подтекстами. Начиная с самых первых слов. Родиться Юрию Петровичу пофартило в 1917 году, за пять недель до Революции.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

«Любовь, Надежда, Зина – тоже штучка…», «И мать их – Софья Золотая Ручка».

30 сентября – это день святых Любови, Надежды, Веры и матери их Софьи.
Но Высоцкий использовал этот факт, чтобы заодно вспомнить великолепную Зинаиду Славину – одну из главных женских звезд Театра на Таганке.

Еще одна цитата: «В шестнадцать лет читал ты речь Олеши, / Ты в двадцать встретил год тридцать седьмой».

Выступление Юрия Олеши на 1-м съезде советских писателей. Москва, Колонный зал Дома Союзов, 1934 год

Поступая в студию Второго МХАТа, 16-летний Юрий Любимов читал перед комиссией речь Юрия Олеши на Первом съезде писателей.
И настолько вжился в образ, что стал сдирать кожу с рук, а комиссия встретила его порыв диким хохотом! «Мне жаль вас» – сказал Любимов – и ушел… Ну, а про 1937-й, пояснять, думаю, нечего.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Дело в том, что в период войны Юрий Петрович работал в ансамбле песни и пляски НКВД, а начальником коллектива был ставленник Берии Борис Тимофеев: слушать
Человек довольно невзрачный, но незлобивый. Он даже помог участникам ансамбля с эвакуацией семей в 1941-м. Прозвище у него было «полотёр» – то ли потому, что Тимофеев когда-то действительно был полотёром, то ли из-за характерного полотёрского жеста, с помощью которого он хотел придать вес своим словам.

Юрий Любимов (справа) — артист Ансамбля песни и пляски НКВД, 1941-1946 гг.

Упоминает Высоцкий и Николая Эрдмана:

Сказал бы Николай Робертыч: «Юра,
Скажи ещё спасибо, что живой!»

Николай Эрдман был драматургом и сценаристом – в том числе легендарных комедий «Весёлые ребята» и «Волга-Волга», пережил репрессии, несколько лет ссылки, и в начале войны тоже оказался в ансамбле НКВД.

Николай Эрдман

С Любимовым они стали друзьями еще до прихода Юрия Петровича на Таганку, а потом Эрдман был членом худсовета театра.
Он говорил с характерным заиканием, которое Высоцкий тоже изобразил в песне. В которой упоминаются и другие близкие к театру люди.

«Можайся», брат, твой «Кузькин» трижды ранен…
И всё-таки спасибо, что «Живой»!

Это прямое обращение к Борису Можаеву.
О трудной судьбе постановки его пьесы «Живой» и главном персонаже Фёдоре Кузькине мы вспоминали, когда рассказывали про историю песни «Ещё не вечер».

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

«Марата» нет, его создатель странен,
За «Турандот» Пекин поднимет вой.

Тут Высоцкий вспоминает сразу две несостоявшиеся постановки.
Первая – это «Марат–Сад» по пьесе западногерманского драматурга Петера Вайса, которую не пропустила цензура Министерства культуры СССР, хотя на сцене Таганки Вайс был представлен дважды: Петр Фоменко в 1967 году поставил «Дознание», а Михаил Левитин в 1969-м «Мокинпотта». Правда, шли оба спектакля недолго, поскольку «Дознание» не вписывалось в творческую концепцию самого Любимова и его театра, а «Мокинпотт» в 1970-м был снят из репертуара решением худсовета театра, так как в Дюссельдорфе состоялась премьера новой пьесы Вайса «Троцкий в изгнании», и ранее прогрессивный Петер Вайс оказался реакционером. Что Высоцкий иронично отметил в тексте «капустника» к 8-летию театра.

Сцена из спектакля «Марат и Маркиз де Сад». Фото Александра Стернина

Не получилось поставить и пьесу Бертольда Брехта «Турандот, или Конгресс обелителей».
Действие пьесы происходит в Китае, и тут уже бдительные начальники боялись обострения и без того непростых в то время отношений с Китаем.

Сцена из спектакля «Турандот, или Конгресс обелителей». Фото Александра Стернина

Зачем гадать цыгану на ладонях? –
Он сам хозяин над твоей судьбой.
Скачи, цыган, на «Деревянных конях».

«Деревянные кони» – это спектакль Таганки по повестям Фёдора Абрамова, а цыган Высоцкий упоминает просто потому, что дед Юрия Любимова по матери был цыганом!

Сцена из спектакля «Деревянные кони». Фото Александра Стернина

Конечно, поет Высоцкий и про «Гамлета», точнее про один из драматичных эпизодов во время репетиции:

Вы помните, конструкции упали?
Но живы все, спасибо Дупаку.

Николай Дупак на генеральной репетиции спектакля «Гамлет». Москва, Театр на Таганке, 19 ноября 1971 года. Фото Евгения Гаврилова

Действительно, 22 мая 1971 года – еще до премьеры! – прямо по ходу прогона обрушились декорации.
Чудом никто не пострадал. А многолетний директор Театра на Таганке Николай Дупак утверждал, что это всё благодаря тому, что он настоял сделать конструкции из легкого алюминия, и это буквально спасло жизни артистам. Кстати! Николаю Лукьяновичу Дупаку 5 октября исполняется 100 лет, и мы от души желаем ему здоровья!

А в начале песни есть слова, которые некоторых сбивают с толку.

Хоть ты дождался первенца не рано,
Но уберёг от раны ножевой…
Твой «Добрый человек из Сезуана»
Живёт ещё. Спасибо, что живой.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Под «первенцем» Высоцкий имел в виду знаменитый спектакль «Добрый человек из Сезуна», с которого и началась история любимовской Таганки.

А сейчас мы обратимся ко второму из трех исполнении юбилейной песни.
Запись сделана в октябре того же 1977 года в гостях у Вадима Туманова: слушать

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Что «зажали праздник полувековой» – тут Высоцкий имеет в виду, что в 1967 году, когда Любимову исполнилось пятьдесят, по тогдашней традиции он мог рассчитывать на правительственную награду.
Однако не получил вообще ничего. Но в честь 60-летия, будем справедливы, все-таки был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

«Позвал Милан, не опасаясь риска» – речь идет о приглашении Любимова в театр «Ла Скала», где он ставил оперу по пьесе Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви».

Юрий Любимов на сцене театра «Ла Скала». Милан, 1975 год

«Теперь Париж и близко Сан-Франциско».
Уже в ноябре 1977 года Таганка поехала на большие гастроли во Францию и побывала не только в Париже – правда, Высоцкий через строку с сожалением констатирует, что французы не увидят «Мастера и Маргариту», но, «скажи еще мерси, что он живой». А в Сан-Франциско, как писала зарубежная пресса, Любимова ждали в начале 1978 года для постановки «Преступления и наказания», но проект был отменен.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

И, наконец, в финальных строках тоже есть подтекст: «Пей, куренной, когда-то Кошевой».
Это с одной стороны игра слов, а с другой – отсылка к двум ролям, которые сыграл Любимов как актер. В фильме «Кубанские казаки» он играл Андрея, а на сцене Вахтанговского театра – Олега Кошевого в «Молодой гвардии».

Юрий Любимов в роли Олега Кошевого в спектакле Театра им. Евгения Вахтангова «Молодая гвардия», 1948 год

А теперь послушаем юбилейную песню целиком.
Это третье и последнее ее исполнение. В том же 1977 году, 25 октября, Высоцкий спел ее дома у Льва Делюсина – причем в присутствии самого Юрия Любимова, чей голос вы услышите в самом конце!

Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого: слушать

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

В песне есть строки: «Тебе когда-то перевалит за сто / И мы споём: «Спасибо, что живой!»
И это было не просто дежурное пожелание «дожить до ста лет». Похожие слова прозвучали в небольшом интервью, которое Владимир Высоцкий дал в апреле 1980 года прямо в гримёрке театра, в антракте «Гамлета», Валерию Наумову: слушать

Пожелание Высоцкого фактически сбылось!
Юрий Петрович Любимов прожил 97 лет и 5 дней и работал буквально до последних месяцев.

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Владимира Чейгина и моих друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Александра Ковановского, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

При подготовке программы использованы:
– Юрий Любимов. Рассказы старого трепача. – М.: Новости, 2001;
– Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс».

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Бонус

«Ах, как тебе родиться пофартило…»: слушать (Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года)
«Ах, как тебе родиться подфартило…»: слушать (Москва, у Вадима Туманова, октябрь 1977 года)

Интервью Валерию Наумову: слушать (Москва, Театр на Таганке, апрель 1980 года)

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Из черновиков «капустника» к 8-летию Театра на Таганке:

Удивлю сегодня вас
Вот какою штукою:
Прогрессивный Петер Вайс
Оказался сукою.

Этот Петер – мимо сада,
А в саду растут дубы.
Пусть его «Марата-Сада»
Ставят «Белые Столбы».

Не идёт Мокинпотт,
Гинзбург впроголодь живёт.
Но… кто знает – может, Петер
По-другому запоёт…

Москва, Театр на Таганке, 30 сентября 1977 года. Фото Александра Стернина

Категория: Высоцкий | Просмотров: 157 | Добавил: miron | Теги: высоцкий, История одной песни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • СТЭМ : МИИЗ - Прошлый век

  • Copyright Miron Netlenko © 2024 Сайт управляется системой uCoz